Апрель 2021 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Потребители имеют право!

14.03.2018
Потребители имеют право!
Всемирный день защиты прав потребителей отмечается в годовщину выступления Президента США Джона Ф. Кеннеди в Конгрессе в 1961 году. В выступлении были сформулированы четыре основных права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным. Кроме того, в своей исторической речи Джон Кеннеди впервые дал определение понятию «потребитель» и подарил миру яркий афоризм: «Потребители – это все мы». 

Через некоторое время Международная организация союзов потребителей добавила еще несколько положений. Покупатель обладает также правом на: удовлетворение основных потребностей; компенсацию ущерба; потребительское образование; экологически чистую среду. Наконец, в апреле 1985 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Руководящие принципы защиты прав потребителей. С этой поры права потребителей признаны юридически. Речь Кеннеди сыграла существенную роль в формировании правового поля потребителей, поэтому вопрос, какого числа отмечать День защиты прав потребителей, практически не обсуждался. Впервые это произошло 15 марта 1983 года. 

В России главный защитник прав потребителей – Союз потребителей Российской Федерации. Он существует с 1990 года и объединяет более сотни общественных организаций, защищающих права потребителей. В 1992 году был принят закон РФ «О защите прав потребителей», а с 1996 года, после вступления России в Международную организацию союзов потребителей, в стране стал широко отмечаться соответствующий праздник. Каждый год Международная организация союзов потребителей определяет тематику мероприятий, приуроченных к празднику. В 2018 году он проходит под девизом «Making digital marketplaces fairer» - «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными». 

Хотя законодательство в области правовой защиты потребителей возникло только в XX веке, проблемы взаимоотношений между покупателем и продавцом, заказчика и исполнителя волновали юристов и философов с давних пор. Самое первое свидетельство правового регулирования договоров купли-продажи – Законы царя Хаммурапи (II тыс. до н.э.). В них, в частности, запрещалось обвешивать покупателей, продавать негодный товар. Кладезь политической и правовой культуры – римское право. Его нормативы предписывали продавцу гарантировать качество товара, предупреждать о скрытых недостатках продаваемой вещи. За предоставление несоответствующей товару информации продавец мог понести ответственность. Средневековое феодальное право также предусматривало наказание за обман покупателей, а с установлением капиталистических отношений, ростом производства товаров, работ и услуг правовое регулирование сферы потребления становится остроактуальным. 

Сейчас практически во всех государствах действуют законы о защите прав потребителей. В большинстве из них закреплены следующие права: право на безопасность; право на информацию; право на возмещение вреда, нанесенного некачественными товарами; право на государственную защиту интересов потребителей; право на объединение и общественные организации.